Деревянное Зодчество Деревянное Зодчество сруб дома сруб бани 84995023556, 88185552506
Сруб изнутри
   
 

                         Александр Соболев, автор книги "Зодчество - опыт столетий"

 

Зодчество - опыт столетий

Глава 1     О градостроении

Фэншуй по-русски

   

 

Соловки
         Соловки

1 2 3 4 5

     Относясь, к экологии края, как к чему-то родному, те же кокшары в Высогорье давно четко разделили всю территорию обитания на три функциональные зоны: заповедную, рекреационную (смешанного пользования) и жилую.

    Заповедная, таежная зона начиналась на том берегу «большой» реки высокой стеной мощных сосен. Там находились охотничьи угодья, плантации съестных припасов, грибов да ягод. За это называли ее вторым полем или «радой», которая, как когда-то говорили, не одного волка, а и мужика досыта накормит. Право на чистоту заповедности заречья в этих местах подтверждается в легендах. В одной из них говорится, что когда-то некий Всеволод осмелился поселиться там, да одолели его лесные страшилки и ядовитые змеи. И теперь ласточки-береговушки будто бы плетут сеть для всех, кто пожелает повторить его «подвиг». Так что с лешими и русалками уживается в таежных дебрях одна лишь мохнатая тайна. Обнаруживает она себя многократным эхом, лихо отвечая на вопрос: «Кто украл хомуты?»

    Зона смешанного пользования была разделена на две части неровной полосой жилой зоны с дорогой-большаком посередине, вьющейся змейкой меж селений, живописно рассыпанных по угорам с заплатами полей. По всей длине с жилой стороны река была поделена на исады - участки с купальнями и водопоями, негласно отнесенными к владениям того или иного селения. Сверху, с холмов, амфитеатром обступивших чашу долины, открывался картинный вид на обширные заливные луга в низинной средней части, сенокосные угодья, симпатичные речушки-притоки с плесами и темными омутами у мельниц, зарослями ивы и черемухи по берегам, кустами малины и смородины. Еще на моей памяти, в определенное время года рекреация превращалась в сценическую площадку под открытым небом. То в ночь на Ивана Купала горели костры, то, ближе к Илье Пророку, «поставив сенокос», люди варили в больших чанах пиво и веселились до утра. Чуть позже, к концу лета, погожим деньком мужики, собравшись миром, большим бреднем делали для всех, в том числе для вдов, стариков и сирот, годовой запас речной рыбы…

    По другую сторону от жилой зоны, равномерно поднимаясь к водоразделу, простиралась вторая, более обширная часть зоны смешанного пользования. Здесь на бескрайних территориях среди смешанных лесов с незапамятных времен отводились лесорубочные возобновляемые делянки, для больших стад коров в надлежащем состоянии поддерживались пастбища. Тут же были устроены коллективные пажити, разбиты поля. Я застал еще время, когда каждый клочок на десятках километрах этих площадей имел имя своего попечителя. Припоминаю, как однажды возвращался я с бабушкой из тех мест с полными лукошками малины. Посмотрев на незатейливые зарубки на жердях, уложенных в небольшой штабель, она назвала имя мужика из дальней деревни, кому они принадлежали. Оказалось, что у всех хозяев были подобные «пятна» или клейма. И они обычно переходили по наследству от отца к сыновьям, и все в округе легко узнавали, кому что принадлежит. В тот раз меня поразило, что далеко в стороне от жилья каждый квадратный метр земли обихаживался по-домашнему. Даже кусты дикой малины обкашивались картинно и выглядели на ровных лужайках, как горшочки с геранью в доме у какой-нибудь хозяйки-чистюли. В этих родниковых местах словно на витринах супермаркетов были в изобилии «разложены» деликатесы: в логах - земляника, по кромке леса - голубика, в ельничках на давно заросших кулигах - рыжики, еще дальше, на Журавлинных болотах - клюква… Читать далее...

1 2 3 4 5

Копирование материалов книги с сайта запрещено. © А.Соболев a.sobolev@srub-dom1.ru

На реке Рикасихе
           На реке Рикасихе

На реке Кокшеньге
           На реке Кокшеньге
Городец
           Городец
У Ипатьевского монастыря
          У Ипатьевского монастыря